Главная » 2008»Июнь»24 » Откуда произошли распространенные выражения
Откуда произошли распространенные выражения
15:54
Козёл отпущения
История этого выражения такова: у древних евреев
существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого
козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого
козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а
выражение все живёт...
Трын-трава
Таинственная «трын-трава» -
это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не
волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получалась
«трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный
сорняк.
Мастер кислых щей
Кислые щи - немудрёная крестьянская
еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых
трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что
ни на что путное он не годен.
Подложить свинью
По всей
вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным
соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в
пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.
Всыпать по первое
число
Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую
неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник
переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа
следующего месяца.
Прописать ижицу
Ижица - название последней
буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых
учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить,
наказать, проще выпороть. А вы ещё ругаете современную школу!
Гол как
сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но
сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное
орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на
цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке,
который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь
разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот
возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья),
оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие
поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.
Непутёвый
человек
В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но ещё и
разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой,
путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми
правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это
не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутёвый
человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне
безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во
времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в
вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы.
Отставной козы барабанщик
В
старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали
мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это
и был козы барабанщик. Его воспринимали как никчемного, несерьёзного
человека.
Водить за нос
Видно, дрессированные медведи были
очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным
развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их,
бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Точить
лясы
Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка.
Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить
балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но
умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и
стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Зарубить на
носу
В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом
обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком
прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с
помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на
память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде
охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом
пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке
охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся
на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так:
«Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы
останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не
сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо
присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить
козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и
когда их «бьёт»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из
дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу.
Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не
требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и пошла
наша поговорка.
После дождичка в четверг
Русичи - древнейшие
предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии
Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у
древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну
возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно
выполнять просьбы в «свой день» - четверг. А так как эти мольбы часто оставались
тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему,
что неизвестно когда исполнится.
Попасть в переплёт
В диалектах
переплёт - сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке,
оказаться в ней - дело малоприятное. Реветь белугой
Реветь
белугой
Нем, как рыба - это вам известно давным-давно. И вдруг реветь
белугой ? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного
дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
Дым
коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному: дым уходил не
через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И
по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, волоком - к
туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то и буре.
Не ко
двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет
жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится -
заболеет, захиреет или убежит. Что делать - не ко двору!
Волосы
Дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом - это стоять
навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы
словно на цыпочках на голове стоят.
Переть на рожон
Рожон - это
острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы.
Действительно, не очень-то на них попрёшь!
Вверх
тормашками
Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало
ходить. Значит, вверх тормашками - это всего-навсего вверх ходилками, вверх
ногами.
Тёртый калач
Между прочим, и на самом деле был такой
сорт хлеба - тёртый калач. Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли,
отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица - не тёрт, не
мят, не будет калач. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло
от пословицы, а не от названия хлеба.
Выводить на чистую
воду
Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду. А если рыбу, то все
понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок
рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном -
пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от
расплаты ему не уйти.
И на старуху бывает проруха
А что это за
проруха (ошибка, оплошность у Ожегова и Ефремовой) такая, прореха (т.е. изъян,
дефект) что ли? Смысл, следовательно, такой: И умудрённый опытом человек может
ошибаться. Толкование из уст знатока древнерусской литературы: И на старуху
бывает поруха Поруха (укр. ж. разг.-сниж. 1 - Вред, разрушение, порча; 2 -
Беда). В конкретном же смысле поруха (др. рус.) - изнасилование. Т.е. всё
возможно.
Язык до киева доведёт
В 999 году некий киевлянин
Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к
половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита? Он отвечал, что из
богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту
родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей
лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал
домой при помощи своего языка.
Шаромыжники
1812 год. Когда
французы Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в
русские деревни и просили пропитания Ше ра ми, типа дайте мне. Вот русские и
стали их так называть. (одна из гипотез).
Сволочь
Это слово
идиоматического оборота. Есть такая река Волочь, когда рыбаки приплывали с
уловом, говорили наши с Волочи пришли. Есть еще несколько томологических смыслов
этого слова. Сволакивать - собирать, волочь. От них и произошло это слово. Но
ругательным оно стало совсем не давно. Это заслуга 70 лет в
КПСС.
Знать всю подноготную
Выражение связано со старинной
пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь
признания.