Джанк подкрался незаметноЗа яркой, похожей на мультики
рекламой, как правило, скрываются продукты для детей, богатые
калориями, жиром, сахаром, солью и бедные полезными веществами. В мире
их называют джанком, по-русски это значит «мусор» или «наркотики».
— Сейчас уже нет сомнения в том, что такая реклама действует на детей и
родителей, и под её влиянием они покупают эти продукты, — рассказывает
Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей.
— Всё это негативно сказывается на питании ребёнка, у него формируются
нездоровые вкусы и пищевые привычки. И конечно, это сказывается на
здоровье. В мировой эпидемии ожирения виноват не только неактивный
образ жизни детей, но и подобное питание, в котором много жиров, сахара
и соли. Это доказано научными исследованиями. И Всемирная организация
здравоохранения при поддержке множества общественных организаций начала
борьбу с такой рекламой, и даже шире — со всеми методами продвижения
такой продукции. Эта борьба глобальная, она скоординированно происходит
во многих странах. Недавно наша организация присоединилась к этому
движению. Мы добиваемся изменения Закона о рекламе, чтобы была
запрещена ТВ- и радиореклама всех детских продуктов с повышенным
содержанием сахара, соли и жиров с 6 утра до 21 часа, чтобы в их
рекламе не использовались мультипликационные персонажи, такие
привлекательные для детей, и чтобы нездоровое питание не продвигалось в
школах.
В агитационных материалах, приготовленных для этой глобальной войны
Всемирной федерацией потребительских организаций «Consumers
International», много детских продуктов, рекламируемых у нас как
здоровые и полезные. Например, всем известные шоколадный завтрак и
кукурузные хлопья в сахарной глазури приводились в качестве продуктов,
содержащих запредельные дозы сахара.
Мы их купили и выяснили, что в России они такие же сладкие, как и
везде: завтрак состоял из сахара больше чем на 35%, а хлопья — на 39%.
Это в 7-8 раз выше, чем должно быть в полезных продуктах. По нормам
английского Агентства по пищевым стандартам, на которые ориентируются в
войне с джанком, в них допускается 5 г сахара на 100 г продукта, в
продуктах с умеренным сахаром его может быть от 5 до 15 г, а всё, что
больше 15 г, — очень вредные сладкие продукты. Но определить, к какой
категории можно отнести творожки, десерты, батончики, шоколадки,
бисквитики и прочие детские продукты, в полезности которых нас убеждает
реклама, мы не смогли: на их упаковках нет информации о дозах соли,
сахара и вредных жиров. На Западе все эти данные есть.
— Вы правы, — соглашается с нами Дмитрий Янин, — этикетки в России
неинформационны, и нужно менять законодательство по их оформлению.
ТВ-рецепт: болейте на ногахВ этом сезоне нас чаще всего
«лечили» простуженные граждане, на остановке ожидающие автобус.
Помните, девушка «вылечила» от простуды стареющего рокера:
— Апчхи. О, эта простуда.
— Я вас так понимаю.
— Да ладно, девочка, ты же не простужена.
— Ошибаетесь, я простужена.
— Брось заливать, у тебя даже насморка нет.
— Вчера был, но я приняла…
И так далее в том же духе.
Рокер, сразу «вылечившись», стал рекомендовать тот же препарат
интеллигентной старушке. В тени этого ролика затерялись ещё два очень
похожих препарата, которые рекламировались под схожими лозунгами:
«Некогда болеть!» и «Когда время не ждёт». Вся эта реклама пыталась
донести до нас одну мысль: не тратьте время на простуду и грипп,
примите лекарство и езжайте на учёбу, работу, по другим делам. И многие
из нас именно так и поступали: переносили простуду и грипп на ногах и
на рабочем месте. Многим это удавалось, ведь препараты бронебойные, и
симптомы болезни они снимали.
Но устранение симптомов — это не излечение. Грипп и простуда — болезни
инфекционные. И напрасно многие думают, что простуда возникает просто
от холода. Без вирусов или бактерий её не бывает. А для них эти
препараты безопаснее, чем для слона дробинка. И когда вы чувствуете
себя после лекарств более-менее сносно, вирусы продолжают
беспрепятственно размножаться. Они незаметно отравляют вас под
прикрытием лекарств, и это прямой путь к осложнениям. А ещё вы
продолжаете распространять вирусы, заражая людей в транспорте, на
работе и учёбе. Подобная реклама опасна не только для вас, но и для
окружающих. Пока вы рассеиваете в атмосферу вирусы — особенно активно
это происходит в первые 3-4 дня болезни, — не суйтесь на работу, учёбу
и в прочие общественные места.
|